Владельцам бизнеса эти цифры были интересны, но мало кто хотел за них платить. Крупные международные компании, которые пришли в Россию – да, заказывали и пользовались данными, корректируя свои стратегии поведения на рынке. Представители малого и среднего бизнеса предпочитали и предпочитают до сих пор искать бесплатные исследования в сети, не видя целесообразности тратить деньги на анализ рынка под их задачу и специфику отрасли или бизнеса.
Вот небольшой кейс, крупная отечественная компания, занимающаяся деревообработкой и выпуском мебели для офисов ранее взаимодействовала с немецкими компаниями, которые поставляли в Россию различные лаки, пленки и др. материалы для работы с деревом и для производства мебели. Наступил кризис в том виде, в котором мы все его наблюдаем, и необходимо переориентироваться на юго-восточную Азию, наладить контакты именно с производителями лакокрасочных, пленочных и др. производств, не с перекупщиками, а напрямую с фабриками, чтобы заключить более выгодные контракты. Проект, как обычно, срочный, данные нужны «вчера» и лучше с уровнем достоверности 99,99%.
Рассчитана смета со всеми составляющими, в том числе и покупкой данных по финансовой отчетности и статистическим данным из китайских органов статистики. Последняя сумма — немалая, порядка 35% от стоимости самого проекта с написанием аналитики и расчетом трендов. И вот клиент пришел с вопросом, почему так дорого стоит статистика и можно ли как-нибудь посчитать рынок, но без покупки статистических данных, также не отрисовывать проект дизайнером да и вообще можно в Word все изложить?
Понятно, что проект в итоге не состоялся, мы посоветовали найти других исполнителей, а компания посчитала, что можно рискнуть и попробовать самим оценить рынок, слетав в Китай и пообщаться с местными бизнесменами. Это не плохо и не хорошо, это решение клиента и их модель ведения бизнеса, что в России часто выручает — обдуманный риск в частых переменах.
Но вот пару моментов, которые необходимо всегда помнить:
-
Сумма затрат на перелет, проживание и знакомство с пулом местных производителей в большинстве случаев превышает сумму затрат на покупку официальной статистики и фин. отчетности;
-
Производители всегда будут продавать себя и свой продукт, а не рассказывать объективную информацию, что их фабрика это лишь небольшая ширма, а так они перекупают у огромной фабрики, которая в основном производит только для внутреннего рынка и не может заниматься экспортом и т.д.;
-
Время, затраченное на знакомство с каждым представителем бизнеса, погружение в специфику культуры и ведения бизнеса в 99% случаев превышает время на проведение аналитики рынка;
-
У аналитических и консалтинговых компаний опыт и насмотренность рынка намного больше, чем у представителя компании, это объективно за счет количества проведенных проектов и аналитики с перекрестными данными и постоянным общением с экспертами многих отраслей;
-
Ни одна компания, кроме аналитических, не накапливает и не хранит у себя те объемы статистической и финансовой информации с различных рынков, которые по отдельности могут из себя ничего не представлять, а соединив их в единый многослойный массив данных можно увидеть те закономерности, которые не очевидны;
Когда у нас спрашивают: «В чем же такая ценность аналитики рынка, расчета экономических показателей, особенно сейчас»? У нас есть четко сформулированный ответ: «Ценность в умении работать с большими объемами разрозненной информации, которая чаще всего не воспринимается как ценная. Структуризация этих данных в единое математическое поле, выявление скрытых корреляций и возможность найти те закономерности, которые на первый взгляд не то что незаметны, они даже и не приходят в голову владельцам бизнеса, могут повлиять на правильное решение или пул решений по бизнесу».
Мы живем в век обилия и переизбытка данных и информации, которой нужно уметь пользоваться, анализировать разными методами и выявлять повторяющиеся закономерности, которые есть даже сейчас, в период нестабильности и постоянных перемен.
Необходимо на «берегу» определиться с целью исследования, для чего оно нужно клиенту, насколько высок риск потери инвестиций при запуске проекта «наобум» или «на свое усмотрение». Для одних компаний миллион на исследование - это дорого, для других — «копейки». И это не всегда зависит от размера компании. Стоимость проекта и его ценность варьируется от стоимости решения задачи компании. Если цена вопроса и риска потери инвестиций оценивается в десятках и сотнях миллионов, то клиент готов вкладываться в получение точной и достоверной информации, а если эта сумма не такая глобальная для компании, то и готовность платить за аналитику у клиента будет заметнее ниже.
Многие могут поспорить и сказать, что стоимость проекта должна складываться из таких переменных, как покупка доступа к хабам данных, человека-часы опытных аналитиков, экономистов и маркетологов, а ещё менеджера проекта, корректора, дизайнера. Но вот вопрос, готов ли за это платить клиент, если ему необходимо просто знать объем рынка и его насыщенность?
Рисовать красивые цифры, обосновывая актуальность рынка и работу с Китаем может любой немного разбирающийся в современной ситуации человек. Давать качественные данные, особенно по компаниям, занимающимся именно производством в Китае, может только специалист, погруженный в специфику именно этого рынка и живущий в Китае или агентства, которые могут и знают, в каких хабах данных купить статистическую информацию. Важно знать, как ее перепроверить и тем более, как на основе полученных данных сделать расчеты о трендах рынка именно у нас в стране, какие еще учитывать факторы влияния, например, запуск контейнерных перевозок со стороны ЕС, что не подпадает под санкции и др.
Аналогия всей этой истории очень проста, 1000 рублей сегодня на сколько ценны в реальной жизни, как быстро вы потратите их на кофе, и кафе и как вы будете отстаивать эту 1000 рублей в смете проекта.
Все зависит от ценности того, что вы хотите получить на выходе и какой риск вы готовы принять на себя, сэкономив на момент принятия решения о запуске того или иного проекта или выхода на новый рынок.